X
    Categories: Интервью

Интервью - Виктор Каргин, создатель SEOchat, самого популярного чата о SEO в Телеграме

Дорогие друзья, сегодня в гостях у shakin.ru - Виктор Каргин, создатель SEOchat, самого популярного чата о SEO в Telegram. Я познакомился с Виктором на конференции Baltic Digital Days. В своем интервью Виктор рассказывает о Телеграме и его возможностях, а также делится ценными советами.

Автор фото: Сергей Сморовоз

Итак, встречайте - Виктор Каргин!

Виктор, привет! По давней традиции, прошу тебя рассказать о себе. Где ты вырос, на кого учился, кем успел поработать до прихода в SEO?

Михаил, приветствую! Не буду нарушать традицию и немного расскажу о себе. Родился и вырос я в Нижнем Новгороде, там же учился на технолога машиностроения в Нижегородском Государственном Техническом Университете им. Р.Е. Алексеева.

В студенчестве подрабатывал сторожем в компьютерном классе и делал курсачи по компьютерной графике на заказ. А летом работал в пионерлагере диджеем на дискотеке.

Потом работал где-то 1,5 года по специальности технологом в одной местной компании по производству спецтехникии - а это эвакуаторы разнообразные (постоянно их вижу до сих пор), удлиненные газельки, бронированные машины для инкассаторов и пр.

Когда грянул кризис 2008-го я решил менять работу и долго не мог найти, поэтому еще 1,5 года работал кладовщиком (а сначала - грузчиком) на складе мебельной фурнитуры и параллельно учился делать сайты (сайты то я еще в универе начал делать) и немного их продвигать.

Ну и в какой-то момент решил, что знаний достаточно и пошел по собеседованиям в нижегородские студии, а через какое-то время переехал в Москву и уже тут всерьез занялся SEO.

Вся SEO-тусовка знает тебя как создателя самого популярного чата в Telegram о продвижении сайтов SEOchat. Расскажи, пожалуйста, историю создания своего чата.

Для начала история “Красивая и правдивая история успеха”, как я ее рассказываю на докладах. Дело было вечером 15 марта, примерно 22-23 часа, я ехал в метро домой и мне стало скучно, и я решил забахать чат в телеграме для сеошников, чтобы всегда можно было поговорить на профессиональные темы.

Дело в том, что телеграм буквально накануне 13 марта выкатил обновление - теперь чаты можно было делать публичными, как каналы. Я вообще хотел назвать чат просто SEO, чтобы занять имя, но у Телеграма было ограничение - не короче 5 символов, и я выбрал более длинное, но звучное название seochat.

В общем, позвал первых 5 участников из тех сеошников, что были у меня в контакт-листе, а дальше был просто бомбический рост - за трое суток мы набрали первую сотню участников, за первый месяц - 500, за два месяца с небольшим - 1000. Красивая история успеха, правда?

Ну и чтоб немного развеять розовый туман со всего этого расскажу чуть предыстории. Конечно на создание чата меня конечно сподвигло не только метро и скука - была вполне себе планомерная предыстория.

Примерно 4 года я общался в одном закрытом сообществе в фейсбуке, которое в результате вылилось во вполне публичную группу SEO.msk, которую я тоже админил до SEOchat’a примерно полгода, да и сейчас там в роли администратор.

А еще у меня в скайпе был чатик сеошников, с которыми я активно общался. Таким образом, у меня уже был некий опыт в модерировании и ведении некоего профессионального комьюнити и нужно было двигаться дальше - делать собственное самостоятельное и я присматривался к разным площадкам.

Телеграм мне очень нравился, т.к. почти все общение по работе я уже давно перенес туда и почти не открывал других мессенджеров. И когда осенью 2015 года запустили каналы, я конечно же, создал свой, но он не взлетел - у меня было меньше 50 подписчиков - в основном мои друзья из соц.сетей, кто также симпатизировал телеграму.

Канал не развивался - мне не хватало обратной связи от подписчиков и у меня не было идей, как эту связь получить. И тут в марте анонсируют паблик-чаты. Мне идея понравилась и я предложил и создателю SEO.msk - Виталию Шаповалу и ребятам из скайпа сделать чат в телеграм - все отказались, ну я и решил действовать самостоятельно.

А уже потом метро, приглашения участников и бешенный рост, который только увеличил интерес к этому делу.

С какими трудностями ты столкнулся в первые месяцы развития своего чата? Как их преодолевал?

Первая трудность - это, конечно, дикая нехватка времени. Есть в комьюнити-менеджменте Правило 1%, которое гласит, что в любом комьюнити участники делятся в следующей пропорциях: 90% - молчуны, 9% - участники дискуссии, 1% - инициаторы дискуссий и другой активности.

И так получается, что пока ты не наберешь некое количество участников - тот самый 1% - это ты - создатель комьюнити и ты просто обязан поддерживать активность. В рамках телеграма это означает, что тебе надо быть в чате 24 часа в сутки и больше ничем другим не заниматься.

И честно скажу, что жена (а тогда еще гражданская) меня тогда чуть из дома не выгнала за такие выпады из реальности. Первую неделю или две я просто пропадал в чате.

Потом, когда я уже подключил нескольких админов, стало полегче и я стал отходить от непосредственного управления. И более того уже через месяц я сформулировал Правило №1 - "Не надо всё читать" - всем об этом говорю.

Вторая трудность - это наплыв новичков. У нас это случилось в момент, когда ссылку на чат опубликовали на vc.ru. К нам за два дня прилетело 300 человек новобранцев. Активность в чате в этот момент возрастает очень сильно и нужно успевать отслеживать, что говорят.

Третья трудность - это источник новых участников. Нам повезло - мы были первыми и мы могли спокойно спамить в комментариях под каждой подборкой каналов (чаты тогда еще не коллекционировали) и в любом другом чате никто не ругался, если ты давал ссылку на свой чат по запросу пользователя. Но сейчас найти аудиторию для чата уже сложнее.

Почему именно Telegram? Почему не форум или группа в одной из соцсетей? Какие основные преимущества Телеграма ты бы назвал по сравнению с традиционными каналами вроде форумов, соцсетей, e-mail подписки?

Я уже выше немного рассказал почему так вышло, что телеграм, сейчас чуть подробнее расскажу.

Мне никогда не нравился формат форумов, например. Я до сих пор не пойму, как можно общаться в этом табличном формате и что-то там находить - пережиток прошлого, как по мне.

Социальные сети, на данный момент, более приспособлены к общению и тут лидер - фейсбук с его группами - это такой идеальный форум, я бы сказал. Но у него тоже много недостатков, которые проявляются уже на больших группах - быстро обновляющаяся лента, море комментаторов и ограниченный формат контента. А еще форумы, соц. сети и подписки - это такой прерванный формат общения, т.е. прежде чем ты получишь ответ на свой вопрос, может пройти достаточно много времени - нет ощущения общения, как такового.

В Телеграме же ты общаешься, почти как вживую и задержки между ответам - минимальны. А мне хотелось именно такого общения - близкого к кулуарному, когда можно зайти и сразу начать общаться. Поэтому Телеграм подошел идеально.

Виктор, как ты думаешь, сможет ли Telegram обойти по популярности другие мессенджеры: Whats App, Viber и т.д.?

Конечно сможет, да и уже обходит. Всё больше людей переходят на Телеграм.

Буквально на днях узнал, что таксисты в Крыму получают заказы через один общий чат, в котором сидят все диспетчеры. Знаешь, почему они ушли из вайбера? Потому что у него ограничение - 200 участников на чат, а у них в чате Телеграма сейчас - 5800 таксистов уже.

Часто встречаю ситуацию, когда люди не хотят ставить Телеграм, так как им хватает других мессенджеров. В чем его преимущества по сравнению с другими мессенджерами?

Знаешь, я, наверное, дам тебе ссылку для аргументации. Один из локализаторов альтернативных клиентов телеграма поделился пару месяцев назад.

http://telegra.ph/Vozmozhnosti-Telegram-03-30

Ты сторонник строгой дисциплины и жестких банов в своем чате, или предпочитаешь сторону демократии? 🙂 Часто банишь пользователей? Какие самые распространенные причины?

Знаешь, я не сторонник ни той, ни другой крайности. Считаю, что истина где-то посередине. Например, правила в чате появились сразу и это я сделал сознательно, чтобы старички не задавались и сразу соблюдали их.

Баним мы в основном за спам - это точно чемпион из всех причин. Баним за нарушение правил сообщества и людей, которые не несут пользы сообществу - скандалят, обзываются, разводят постоянно срачи и пр. За нарушения правил мы, как правило, сначала предупреждаем желтыми карточками, а потом уже баним - это больше касается правила на запрет мата.

Сколько в среднем времени в день ты уделяешь своему чату и каналу? Как отслеживаешь упоминания и вопросы, которые тебе задают? Посоветуй, пожалуйста, полезные боты или сервисы для тех, у кого свои канали или чаты.

Последнее время 1-2 часа в день как-то уделяю, т.е. не очень много. Но в самом начале пути уделял почти всё время.

Отслеживание упоминаний делает у нас бот, который приветствует новичков - @Payoutsbot.

Настоятельно рекомендую ставить @combot всем админам чатов - для отслеживания статистики общения в чате и некоторых полезных функций модерации. Команды ботов удалять, например, можно с помощью комбота как раз - мне часто задают этот вопрос.

@daysandbox_bot - бот, который помогает бороться со спамерами, он удаляет сообщения новичков (по умолчанию первые 24 часа), содержащие ссылки на каналы или чаты, а также форварды с других каналов. Сейчас работает почти во всех наших чатах.

Для канала нужно обязательно освоить @ControllerBot - он помогает делать красивое форматирование, умеет отложенную публикацию постов, а еще может добавить вам кнопочки лайков под постом без via @like, ну и обычные кнопочки со ссылками можно через него же добавить. Очень полезный бот - постоянно его использую. А да, он еще записывает количество подписчиков каждый день и может потом показать график роста

Какие советы дашь тем, кто создал свой канал в Телеграме и не знает, как его развивать? Что эффективнее работает - взаимопиар или покупка рекламы в других каналах?

Тем, кто создал свой канал, советую не забрасывать свой канал в самом начале. Главное, что позволяет развивать канал - регулярные посты. А еще ищите свою тему, которая вам наиболее близка.

Прямо скажу - очередной канал по маркетингу с ссылочками на статьи никому не нужен.

ВП (взаимопиар) я не практикую сам, но многие используют его постоянно и обмениваются подписчиками таким образом. Он работает, но надо очень тщательно подбирать каналы, чтоб аудитория была подходящей и обмен был взаимный.

Реклама в других каналах отличается от ВП только тем, что это односторонняя ссылка и она не бесплатна, конечно, а эффективность там примерно одинакова и зависит от конкретного канала.

Многие создают каналы с одной целью - побыстрее и побольше на них заработать. Как отличить каналы с накрученными подписчиками? Есть ли сейчас проблема ботов в Телеграме?

На мой взгляд, проблемы с ботами нет, т.к. именно с ботами Телеграм борется очень эффективно, спамить в нем очень сложно. Но накрутки каналов бывают с целью продать рекламу именно. Накручивают как правило не подписчиков, а просмотры.

Отличить накрутчиков не так сложно, если изучить статистику канала (в сервисе tgstat.ru, например), посмотреть, что постят в принципе на нем. Как правило, у накрутчиков пустой канал.

Тут важно понимать, что накручивают подписчиков не путем создания кучи левых аккаунтов, а путем скрытой подписки, например, через альтернативный клиент телеграма. Просмотры могут накручивать форвардом сообщений по кучи других каналов, чтобы сделать максимальный охват - это тоже можно спалить через tgstat.ru

С какого времени или числа подписчиков можно продавать рекламу? Как часто это стоит делать?

Ну это всё индивидуально - зависит от тематики и наглости автора канала. Думаю, что с 500 подписчиков уже можно задуматься о том, чтоб по 250-500 рублей продавать рекламный пост.

Виктор, скажи, как обычно проходит твой рабочий день? Планируешь ли дела заранее или действуешь по обстоятельствам?

Мой рабочий день начинается традиционно с кофе и ответа на личные сообщения в телеграме. А еще я утром стараюсь забить очередь публикаций в бота, чтобы вакансии выходили регулярно на канале.

Стараюсь дела планировать, но часто получается, что действую по обстоятельствам. Сейчас читаю и осваиваю "Джедайские техники" Максима Дорофеева. Вот стану джедаем и будет больше порядка в планах, надеюсь. Кстати, отличная книжка, рекомендую всем прочитать.

Какие основные тренды в продвижении сайтов на ближайшее время ты бы назвал? Твой топ 3 самых эффективных методов для увеличения посещаемости?

Вот так резко от Телеграма к SEO обратно!? Ну хорошо, давай подумаем. Основные тренды в SEO определяют поисковики, как всегда. Нам, сеошникам, приходится под них подстраиваться и с каждым днем это делать всё сложнее.

Основной принцип остается, конечно, неизменным - работайте над сайтом и будет вам счастье! За этот год было много релизов от Яндекса и в плане алгоритмов, и в плане инструментов. Да и Гугл не отставал со своим Фредом. Думаю, что в будущем году нас ждет еще больше подобных новостей и жить будет все интересней.

Виктор, большое тебе спасибо за интересные ответы! Что бы ты хотел пожелать читателям моего блога?

Взаимно! Спасибо за интересные вопросы!

Читателям пожелаю удачи и оставаться самими собой и все получится! И с наступающим Новым Годом!

Кстати, у Виктора есть и другие чаты чаты в Telegram:

@ppcchat - про рекламу на десктопах и мобилках,

@uiux_chat - для всех, кто дизайнит и интересуется дизайном UX, UI, Web, продуктовым и т.д.,

@devschat - всё, что связано с веб-разработкой - фронтенд, бекенд, а также сервера и DevOps.

Также есть каналы:

@seolife - вся SEO-жизнь в одном канале,

@seohr - вакансии и резюме из Digital,

@seoblogs - блоги про SEO.

Я благодарю Виктора за интересные ответы. Вот наше совместное фото с Виктором Каргиным и Дмитрием Петренко на калининградской SEO конференции:

Глобатор :
Disqus Comments Loading...