Дорогие друзья, сегодня в гостях у shakin.ru - Никита Мелькин, автор известного учебника по SEO и создатель популярной программы Semonitor. Когда я осваивал продвижение сайтов в 2000-2007 годах, то часто читал этот учебник и находил в нем много полезных моментов. Никита написал новую версию своего SEO учебника, которая доступна для всех желающих бесплатно. Я благодарю Никиту за уделенное время и интересные ответы на мои вопросы.
Итак, встречайте - Никита Мелькин!
Привет, Никита! Прошу тебя рассказать о себе - где ты родился, в каком городе сейчас живешь, чем увлекаешься в свободное время?
Михаил, приветствую тебя и читателей твоего блога! Родился я в Самарской области, здесь же и учился - закончил Самарский Аэрокосмический по специальности «Прикладная математика».
А вот последние несколько лет живу в Крыму, в Алуште. Благо специфика Интернет-бизнеса позволяет организовать всю работу удаленно - поэтому переехал в то место, которое всегда меня привлекало.
Из увлечений - автомобильные путешествия. Для меня отдых - это не лежание на пляже, а новые впечатления прежде всего. И в этом плане именно автомобильный туризм позволяет максимально погрузиться в жизнь той или иной страны.
Как и когда ты пришел к мысли создать учебник по SEO? Думаю, многие люди тебе благодарны за то, что сделал его бесплатным.
Перед написанием первой версии учебника, которая почти десять лет назад вышла, я долго сомневался. Ведь статей по продвижению в Интернете просто валом!
Но оказалось, что колебания мои были необоснованны. Я стал первым, кто объединил всю информацию в виде единого, структурированного курса. Что для начинающего вебмастера очень важно - статьи, форумы, блоги и другие источники информации хороши, когда нужно детально изучить какой-то конкретный вопрос, услышать разные мнения. А вот начинать изучение SEO лучше с законченной книги, в которой все базовые вопросы рассматриваются в комплексе.
Ну а к написанию второй редакции подтолкнуло то, что за прошедшие годы очень многие моменты успели безнадежно устареть. Вообще, актуальность информации - это главная проблема при изучении SEO. Интернет помнит все, и в сети накопилось просто немыслимое количество устаревших статей. Очень многие техники, которые прекрасно работали пару лет назад, сейчас оказывают бесполезными или даже вредными.
🔥 Кстати! Я провожу платный курс по продвижению англоязычных сайтов SEO Шаолинь seoshaolin.com. Для читателей блога я делаю хорошую скидку по промокоду "blog". Тариф Про стоит не 41, а 35 тыс. рублей. Тариф Лайт не 21, а 17 тыс. рублей. Тариф Команда не 58, а 50 тыс. рублей. Для получения скидки пишите мне на globatorseo@gmail.com с темой "Курс" или в Telegram @mikeshakin.В этом плане мой учебник - что называется «с пылу, с жару» - закончил я его всего лишь месяц назад. Кстати, нигде еще его не рекламировал, так что читатели твоего блога узнают о нем одними из первых.
Помню, часто встречал упоминания на твой первый учебник на форумах оптимизаторов. Какие методы ты применял для того, чтобы сделать его популярным?
Да в общем-то и раскручивать не пришлось. Как я уже говорил, он оказался первым в Рунете полноценным курсом, до меня были только разрозненные статьи, так что волей-неволей SEO приходилось изучать «рвано-кусотчатым» методом. Появление полноценной книги вебмастера оценили очень позитивно, и учебник раскручивался сам собой - его активно обсуждали, рекомендовали на форумах и т.д.
Как тебе удалось систематизировать такое количество материала? Сколько примерно времени работал над первой и последней версиями учебника? Всю работу ты делал один?
Можно ответить так - много лет опыта, полгода обдумывания и один месяц на написание. Т.е. писал я быстро, но сам план и структура «вызревали» постепенно и достаточно долго.
Писал один, но по некоторым узким вопросам, где мне не хватало опыта, «консультировался» с популярными форумами и блогами, с твоим кстати тоже.
Как ты считаешь, насколько изменились методы оптимизации и продвижения сайтов за последние годы? Изменения кардинальные или базовые принципы остались без существенных изменений?
Изменения достаточно радикальные. Два ключевых момента - использование в ранжировании элементов Искусственного Интеллекта и учет поведенческих факторов - очень здорово изменили сферу продвижения сайтов.
Если раньше это была более-менее техническая задача - написать «правильные» оптимизированные тексты, получить на себя ссылочную массу больше и лучше, чем у конкурентов, то теперь этого недостаточно.
В той или иной мере поисковые системы научились видеть сайт глазами пользователя. Поэтому сейчас конкурировать нужно именно качеством ресурса, а всякие «seo-шные штучки» отходят на второй план.
При этом нужно отметить, что роль оптимизатора не только не уменьшилась, а напротив выросла. Как говорится, «железный конь приходит на смену крестьянской лошадке» - вчерашние оптимизаторы просто обязаны превращаться в полноценных Интернет-маркетологов, способных оценить и развивать ресурс комплексно.
Никита, ты опытный программист и автор известной программы Semonitor. Скажи, какая сейчас ситуация на рынке SEO софта в рунете? Какие направления сейчас наиболее популярны и востребованы?
Тут за последние годы тоже достаточно изменений произошло. Прежде всего, очень значительная часть сервисов утратили свою актуальность.
Всякого рода анализаторы «плотности текста» стали не нужны - ведь поисковики научились оценивать смысловую составляющую текста, и особого значения формальным показателям не придают (процентная плотность ключевых слов, выделения жирным и т.п).
Аналогично и с анализом внешних ссылок. Я помню, какой шум стоял на seo-форумах, когда поисковые системы одна за одной «прикрыли» возможность проверять внешние ссылки. Чуть ли не конец всего SEO предрекали. Сейчас появилось немало сервисов, которые в этом плане заменили поисковики, и получить информацию о ссылочном конкурента - не проблема. Вот только особой ценности в этой информации уже нет - роль внешних ссылок неуклонно снижается, и как-то особо углубленно изучать ссылочный профиль конкурентов уже не имеет смысла.
Анализаторы лог-файлов также утратили свою популярность с появлением Яндекс.Метрики и Гугл.Аналитики. Появление столь мощных и бесплатных систем статистики сделало по сути ненужными любые другие альтернативы.
В то же время остаются «вечные» темы - проверка позиций, например. Как ни крути, а от этого не уйдешь. Также очень актуальными остаются программы для подбора ключевых слов. Поделюсь секретом - сейчас мы полностью переделываем соответствующий модуль в Semonitor, скоро у вебмастеров появится новый классный инструмент для составления семантического ядра сайта.
Мне всегда было интересно узнать об отличиях в трех моделях оплаты SEO сервисов и программ: разовая оплата, разовая плюс абонентка и только абонентка (каждый год или месяц) с точки зрения разработчика. Какая модель оптимальна для рунета? Или здесь нужно учитывать особенности софта?
Нет, ну с точки зрения разработчика - конечно лучше разовая + абонентка (доктор, где мои таблетки от жадности?).
А с точки зрения практики - то онлайн-сервисам подходят помесячная плата, либо оплата по принципу мобильного телефона - положил деньги на счет и они списываются за какие-то операции. А для десктоп-программ - только одноразовая оплата.
Причем по моим наблюдениям это какая-то наша национальная особенность. Западные пользователи ежегодное продление лицензии воспринимают достаточно обыденно, а у нас это верный способ потерять клиента. Так что с Semonitor у меня всегда была четкая и однозначная политика - оплата лицензии одноразовая, все обновления клиенты получают бесплатно.
Возвращаясь к SEO-курсу - все теоретические советы ты иллюстрируешь живыми примерами из продвижения собственного туристического портала «Крым-Блог Никиты Мелькина» crimea-blog.com. Не боишься, что приемами, раскрытыми в учебнике, воспользуются твои же конкуренты?
Нет, никакого «тайного знания» в SEO не существует. Поэтому каких-то мега-секретов, которыми могут воспользоваться конкуренты я не раскрыл - таких секретов в принципе не существует.
С другой стороны, возможность увидеть живые, практические примеры, а не только сухую теорию - очень важна при изучении. Информацию о клиентских сайтах я раскрывать не могу, а вот проиллюстрировать на примере своего проекта - вполне, что я и сделал.
Какие бы ты дал советы начинающим владельцам сайтов? Чего им следует избегать, а что нужно обязательно делать для того, чтобы сделать свои проекты популярными?
Совет мой, наверное, будет банальным, и уже набившим оскомину - делать качественные сайты. Причем качественные не только в Интернет-смысле (дизайн, юзабилити), но и по сути своей - большой ассортимент услуг или товаров, реально полезное информационное наполнение и т.д.
Большое спасибо за интересное интервью, Никита! Желаю тебе успехов! Твои пожелания читателям shakin.ru?
Дорогу осилит идущий - тот, кто ищет, изучает, узнает новое - всегда добивается успеха. Желаю всем, прочитавшим это интервью, никогда не останавливаться в своем творческом развитии и всегда стремиться к новым высотам!
Подпишитесь на рассылку блога с полезными материалами по SEO